четверг, 8 февраля 2018 г.

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу


В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций входит пояснительная записка к бухгалтерскому балансу-2017. Пример этого документа отсутствует, исходя из этого его возможно составить в произвольной форме. В ней бухгалтер обрисовывает наиболее серьёзные изменения, случившиеся за отчетный период, и характеризует денежное положение на конец года. Как это сделать верно, определите из этой статьи.

Сейчас действующим законодательством не предусмотрено обязательное предоставление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу в составе годовой отчетности. Но, как правило без нее не обойтись. Никаких особенных требований к этому документу не предъявляется, но составить его нужно без ошибок. Так как при несоответствии данных с указанными в самом отчете у налоговой службы могут появиться вопросы. Давайте посмотрим, кто, когда, для чего и в какой форме должен составлять пояснения к бухгалтерскому балансу?


Пояснения к бухгалтерскому балансу и записка — не одно да и то же



Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу, пример которой возможно заметить в этой статье, не заменяет собой пояснения к бухгалтерскому балансу. В силу ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", последнее понятие, по сути, расшифровывает отдельные отчетные формы:


  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении финансовых средств;
  • другие отчетные формы и приложения в составе бухгалтерской отчетности.


В то время как записка представляет собой произвольную расшифровку всей денежной ситуации в организации. В ней могут быть как общие сведения, так и подробные разъяснения по строчкам баланса и отчета о денежных итогах. Согласно статье 14 закона от 06.12.2011 № 402 и пункту 4 приказа Министерства финансов России от 02.07.2010 № 66н, этот документ входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. В частности, пунктом 28 ПБУ 4/99 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны оформить пояснения к балансу и форме № 2 в виде отдельных отчетных форм и общей пояснительной записки. Не смотря на то, что никаких определенных требований к форме и содержанию этого документа государственные служащие не выдвигают, сдавать с балансом пояснительную записку нужно всем организациям.


Исключением из общего правила являются представители малого бизнеса, которые есть в праве составлять и сдавать бухгалтерские отчеты в упрощенном виде. Они непременно должны дать всего две обязательных формы: баланс и отчет о денежных итогах. Расшифровывать значения и обрисовывать свое денежное положение им наряду с этим не обязательно. Но, в случае если появится такое желание, составить этот документ не возбраняется.


Кому и для чего нужна пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности



Пример этого серьёзного документа нужен всем пользователям денежной отчетности для получения более полной дополнительной информации о денежно-хозяйственной деятельности юрлица. Такую данные, в большинстве случаев, нереально привести в других отчетных формах, но она является ответственной и представляет интерес как для соучредителей либо кредиторов компании, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ возможно включать исходя из конкретных пожеланий, к примеру, правления, и исходя из изюминок сложившейся на предприятии экономической ситуации к Январю. К примеру, в случае если налог на прибыль за отчетный период оказался существенно ниже прошлого, имеет суть обрисовать причины этого в пояснительной записке, поскольку налоговый орган, получив такие данные, все равно попросит их растолковать. Предвосхитив это желание, возможно избежать не только лишних вопросов со стороны сотрудников налоговой администрации и вызовов на "ковер" в инспекцию, но и выездной проверки, которая может быть назначена в рамках камеральной.


Какая информация должна быть в пояснительной записке



Законодательные требования к содержанию этого документа отсутствуют. Любой бухгалтер самостоятельно определяет не только состав и полноту данных в ней, но да и то, в каком виде их эргономичнее дать:


  • несложного текста;
  • диаграмм;
  • таблиц;
  • схем;
  • графиков.


Существует общий замысел этого документа. На его базе возможно получить представление о том, какую данные целесообразно привести. Наиболее полная записка может содержать, например, такие разделы:


  • общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
  • общие информацию о используемой учетной политике;
  • анализ текущих денежных показателей деятельности организации;
  • текстовые и табличные пояснения к бухгалтерской отчетности.


Чтобы у проверяющих появлялось как возможно меньше вопросов, в документе следует непременно указать хотя бы краткую данные о способах учета. Особенно это относится таких сфер, как:


  • оценка товаров, производственных запасов и готовой продукции;
  • оценка незавершенного производства;
  • амортизация основных средств;
  • признание выручки от реализации.


Помимо этого, в случае если в учетную политику организации были внесены изменения, необходимо не просто сообщить об этом в записке, но и обосновать их причины и необходимость. Непременно подобающа находиться оценка результата изменений в финансовом выражении, то есть величина, на которую изменилась оценка статей денежной отчетности в связи со сменой метода бухучета. В случае если в замыслах на этот год имеется действия, воздействующие на факты хозяйственной деятельности организации либо ее непрерывность, к примеру, грядущая ликвидация организации, то об этом необходимо непременно написать в записке.


В виде таблиц нужно привести расшифровки строчков баланса и формы 2, в частности:


  • информацию об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • о составе и движении резервов грядущих затрат и платежей;
  • оценочные резервы организации;
  • изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
  • информацию об снятом в аренду имуществе организации;
  • сведения о денежных вложениях, дебиторской и задолженности по кредиту;
  • состав затрат на производство и других затрат;
  • объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
  • информацию об обеспечении обязательств организации;
  • все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.


Помимо сухих фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ денежных показателей организации. Такая информация, первым делом, интересует соучредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым экспертам эти сведенья поведают о многом. В частности, информация о рабочий активности организации и ее положении на рынке отправится на пользу при обращении за вычетами по НДС либо при открытии внешнеэкономической деятельности. В случае если работа идет не так спешно, как хотелось, и результатами деятельности за год являются убытки, грамотно составленная пояснительная записка с подробным анализом всех факторов окажет помощь избежать подозрений со стороны налоговых органов в применении незаконных способов понижения налогов. В случае если в документе возможно будет отыскать ответы на все интересующие сотрудников налоговой администрации вопросы, то и избежать дополнительных способов надзора окажется легче.


Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности, пример



Чтобы наши читатели имели представление о том, как может смотреться этот документ, мы взяли условную организацию ООО "Рога и копыта", которая работает с 2005 года, занимается производством и реализацией молочной продукции. Ее главбух составил этот документ следующим образом:


Пояснения к бухгалтерскому балансу ООО "Рога и копыта" за 2017 год


1. Общие сведения


ООО (ООО) "Рога и копыта" зарегистрировано ИФНС № 1 по г. Санкт-Петербургу 29.03.2005. Свидетельство о государственной регистрации № 000000000, ИНН 1111111111111111, КПП 22222222222, юридический адрес: г. Петербург, Невский проспект, 1.


Бухгалтерский баланс организации был сформирован в соответствии с действующими в РФ правилами и требованиями бухучета и отчетности.


  1. Уставный капитал организации: 5 000 000 (пять миллионов) рублей, оплачен вполне.
  2. Количество соучредителей: два физических лица О. М. Курочкин и И.И. Иванов и одно юрлицо ООО "Молоко".
  3. Основной вид деятельности: переработка молока ОКВЭД 15.51.
  4. Численность сотрудников по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 165 человек.
  5. Филиалы, представительства и обособленные подразделения отсутствуют.


2. Основные положения учетной политики


Учетная политика ООО "Рога и копыта" утверждена приказом директора Иванова И.И. от 25.12.2013 № 289. Используется линейный способ амортизации. Оценка материально-производственных запасов и готовой продукции осуществляется по фактической себестоимости. Денежный результат от продажи продукции, работ, услуг, товаров определяется по отгрузке.


3. Информация об аффилированных лицах


Иванов Иван Иванович — соучредитель 50 % доли собственности в УК, занимает должность генерального директора.


Курочкин Олег Михайлович — соучредитель 30 % доли собственности в УК.


ООО "Молоко" — соучредитель 20 % доли собственности в УК, русский организация (соучредители В.П. Петров и Ю.К. Сидоров).


В отчетном периоде со связанными сторонами были совершены такие денежные операции:


  • 12 марта 2017 года общим учредительным собранием ООО "Рога и копыта" была рассмотрена и утверждена денежная отчетность организации за 2016 год. Собрание постановило выплатить по результатам 2016 года прибыль в размере 3 252 000 рублей соучредителям исходя из их доли в уставном капитале. Выплата (с учетом удержания НДФЛ по двум физлицам) была произведена 01.04.2017 г.;
  • 25 мая 2017 года ООО "Рога и копыта" заключила с соучредителем ООО "Молоко" Ю.К. Сидоровым контракт о приобретении нежилого помещения ценой 5 102 000 рублей. Цена сделки обусловлена проведением независимой оценки стоимости объекта недвижимости. Расчеты согласно соглашению были произведены полностью 6 июня 2017 года, был подписан акт приема-передачи недвижимости.


4. Основные показатели деятельности организации за 2017 год


В отчетном году выручка ООО "Рога и копыта" составила:


  • по основному виду деятельности "производство и реализация молочной продукции" — 385 420 020 рублей;
  • по другим видам деятельности — 650 580 рублей;
  • другие доходы: 170 800 рублей (реализация ОС).


Затраты на производство и реализацию продукции:


  • приобретение основных средств: 1 410 500 рублей;
  • амортизация ОС: 45 230 рублей;
  • приобретение сырья: 110 452 880 рублей;
  • фонд зарплаты : 137 580 040 рублей;
  • командировочные затраты: 238 300 рублей;
  • аренда помещений: 8 478 190 рублей;
  • другие затраты: 532 458 рублей.


5. Расшифровка статей бухгалтерского баланса на 31.12.2017 (на примере задолженности по кредиту)

Наличие и движение дебиторской задолженности
Показатель Период На начало года Изменения за период На конец года
Учтенная по контрактам Резерв вызывающих большие сомнения долгов Поступило Выбыло Остаток
В тысячах рублей с десятичным знаком По контрактам (сделкам) Штрафы, пени, неустойки Погашено Списано на фин. результат Списано на резерв вызывающих большие сомнения долгов Текущая Просроченная
Всего кратковременная
дебиторская задолженность, в частности:
2017 г. 25 489,3 (200,0) 15 632,7 300,4 (25 023,2) (102,1) (48,9) 15 726,1 522,1
клиентов 20 409,0 (200,0) 10 015,5 300,4 (17 315,3) (87,7) (48,9) 12 750,9 522,1
поставщиков 5080,3 - 5617,1 - (7707,9) (14,4) - 2975,2 -
Всего долговременная дебиторская задолженность, в частности: 2017 г. 50 000,0 - - - - - - 50 000,0 -
по беспроцентным займам 40 000,0 - - - - - - 40 000,0 -
ИТОГО дебеторская задолженность 30 489,3 (200,0) 15 632,7 300,4 (25 023,2) (102,1) (48,9) 65 726,1 522,1


6. Оценочные обязательства и резервы


На 31 декабря 2017 года в организации сформировано оценочное обязательство на оплату очередных отпусков работников в сумме 7 458 000 рублей, количество неоплаченных дней отпуска — 67, срок выполнения — 2018 год.


Резерв по вызывающим большие сомнения долгам сформирован на сумму 600 000 руб. в связи с наличием просроченной и ничем не обеспеченной задолженности ООО "Гиря" в сумме 522 000 рублей.


Резерв под понижение стоимости МПЗ в 2017 году в организации не создавался, поскольку МПЗ не имеют показателей обесценивания.


7. Зарплата


задолженность по кредиту по заработной на 31.12.2017 в целом по организации составила 3 876 400 руб. (оплата за декабрь 2017 года, по сроку: 12.01.2018). Текучесть кадров в отчетном периоде составила 14,88 %. Списочная численность работников на 31.12.2016 — 165 чел. Среднемесячная заработная плат — 25 675 руб.


8. Другая информация


(В этом разделе необходимо обрисовать все чрезвычайные факты в хозяйственной и экономической деятельности организации за отчетный период, обрисовать их последствия. Также возможно обрисовать все остальные значительные факты, которые повлияли в целом и, например, на показатели баланса. Возможно перечислить большие сделки и контрагентов по ним за отчетный период, и написать прогноз либо события, которые уже произошли после отчетной даты и имеют значительное значение.)


Директор ООО "Рога и копыта" /подпись/ Иванов И.И. 19.03.2018.


Особенное внимание при составлении пояснительной записки нужно уделить информации об аффилированных лицах. Эти сведенья нужно оформить отдельным разделом, как того требует пункт 14 ПБУ 11/2008. По закону, нужно раскрывать данные не только об соучредителях самой организации, но и о связанных с ними лицах, исходя из этого, в случае если в составе соучредителей (как в нашем примере) имеется юрлицо, нужно указать его участников либо акционеров. Помимо этого, должна быть указана информация о совершенных в отчетном периоде операциях со связанными сторонами, и, независимо от совершения операций, по тем юрлицам и гражданам, которые будут считаться аффилированными.


Разумеется, что грамотное составление пояснительной записки к бухгалтерской отчетности может избавить начальника и бухгалтера от дополнительного общения с контролирующими органами. Принципиально важно не забывать, что детализация информации в этом документе зависит лишь от ее составителя — от намерения самой организации раскрывать либо нет те либо иные показатели за год. Основное и единственное требование, которое предъявляет законодатель к данному документу, — информация, содержащаяся в пояснениях, должна быть точной. Ответственность за ее корректность несет лицо, которое подписало документ.


Годовой отчет за 2017 год посредством КонсультантПлюс



Все нужные экспертные материалы для подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности за год возможно отыскать в системе КонсультантПлюс. В ней имеется особый материал на эту тему — Практическое пособие по годовой отчетности-2017, в котором досконально разобраны все аспекты и нюансы, приведены примеры и пошаговые инструкции, и образцы заполнения всех форм и бланков.



Пример универсального бланка пояснительной записки



Скачать

Комментариев нет:

Отправить комментарий